Поиск

Классный час

Классный час на тему «Дети блокадного Ленинграда»

(Четверостишие оформлено на доске)
Впрочем, это было так давно,
Что как будто не было – и выдумано…
Может быть, увидено в кино,
Может быть, в романе вычитано…

Цель: 
Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.
Познакомить ребят с понятием блокада;
Познакомить со страшным периодом в жизни нашей страны на основе поэтического творчества; 
Пробудить в детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны с помощью музыкальных произведений и поэтической литературы.

Ход занятия:
Слайд 2
«Все может родная земля:
Накормить своим хлебом, напоить из своих родников, удивить своей красотой.
Вот только защитить сама себя не может: 
Защита родной земли – долг тех, кто ест ее хлеб, кто пьет ее воду, любуется ее красотой».
А. Митяев

Учитель: Сегодня мы продолжаем говорить на тему «Блокада Ленинграда» и затронем детей этого города.
Опять война, опять блокада…
А, может, нам о них забыть?
Ведь действительно, прошло уже 70 лет со дня полного его снятия. У поколения, не знавшего ужасов войны, родились и выросли дети, которые сейчас тоже уже стали папами и мамами. Время идет. И становится историей.
Да, ведь именно потому, что ваши бабушки и дедушки выжили, выжили ценой чьих-то отданных за них жизней, на свет появились ваши родители, а потом – вы.

Слайд 3
27 января 1944 года - что это за дата?
(27 января 1944 года – это дата полного снятия немецко-фашистской блокады с Ленинграда)
Что такое блокада? 
(Блокада – осада, оцепление, окружение)

Слайд 4
С каждым днем в городе таяли запасы продовольствия. Смерть входила во все дома. Свыше 640 тысяч ленинградцев погибло от голода.
Слайд 5,6
 Ученик:
Многим известна печальная история 11- летней ленинградской девочки Тани Савичевой. Блокада отняла у девочки родных и сделала её сиротой. В  своей  записной книжке Таня сделала девять коротких трагических записей:
«28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12.30 утра 1941 года».
«Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 г.».
«Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 г.».
«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи. 1942 год». 
«Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год».
«Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра. 1942 г.»
«Умерли все». «Осталась одна Таня». 

Учительаню вывезли с детским домом в Горьковскую область, но нервное потрясение и крайнее истощение сломили девочку, и она вскоре умерла.
Слайд 7,8
Враги надеялись, что жестокие лишения пробудят в ленинградцах низменные инстинкты, запутают в них все человеческое. Они думают, что голодные, мерзнущие люди перессорятся между собой из-за куска хлеба, из-за полена дров, перестанут защищать город и в конце концов сдадут его. Недаром 30 января 1942 года Гитлер цинично заявил: «Ленинград мы штурмуем сознательно. Ленинград выжрет самого себя».
Но гитлеровцы просчитались. Люди, пережившие блокаду, до сих пор помнят глубокую человечность безмерно страдающих ленинградцев, их доверие и уважение друг к другу.
Слайд 9
Про школы. В осажденном городе работали 30 школ. Местом учебы стали и некоторые бомбоубежища жилых зданий. Даже в таких жутких условиях дети учились. Это был подвиг. Опасен и тяжел путь в школу. На улицах часто рвались снаряды.
В школах и бомбоубежищах, где проводились занятия, стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках, рукавицах. Руки коченели, а мел выскальзывал из пальцев.
Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь - дистрофия. А к ней еще прибавилась и цинга. Кровоточили десны. Качались зубы. Ученики умирали не только дома, на улице, по дороге в школу, но, случалось и прямо в классе.

Слайд 10
Ученик:
Девочка руки протянула
Уснула, а оказалось - умерла..
Никто не обронил ни слова,
Лишь хрипло, сквозь метельный стон,
Учитель выдавил, что снова 
Уроки после похорон
(Ю. Воронов)

выступление блокадницы
Адылева Альбина Николаевна

Ученик: слайд 11

Вспоминает житель блокадного Ленинграда Николай Суворов
Февраль 1942 года

По пути домой, каждый раз натыкаюсь на покойников. Одни завернуты в простыни и одеяла, другие лежат, как умерли. Жители соседних домов знают, что мы (санитарная команда) отвозим тела на кладбище, и подкладывают покойников нам.
В феврале больше всего заняты именно этой тягостной работой - на кладбищах. Быть может, только здесь каждый из нас осознал, прочувствовал меру и масштаб трагедии, разыгравшейся по вине фашистов. Трупы везут каждый день. Я как-то попробовал посчитать, быстро дошел до шестисот, сбился и бросил... Везут в одиночку, на саночках... Одна картина горестнее другой.
Вот мать, еле передвигаясь, подтащила саночки, а на них тело мальчика лет шести-семи. Женщина плачет, а слез нет. Просит:
- Положите его получше, моего милого...
Я осторожно беру тело ребенка, опускаю в могилу. Она долго стоит у края, убитая горем, полуживая. Потом, согнувшись под тяжестью несчастья, медленно уходит. Я не мог сказать ей каких-нибудь слов утешения. Нет утешения людям в таком горе. Велико всенародное горе, рожденное войной.

Ученик:
Отрывок из воспоминаний Игоря Ильинского.
В один из детских домов папа устроил меня, а Ирину определили в детские ясли. Благодаря этому мы и остались живы.
Почему-то детский сад называли «очаг». «Ты почему опять сбежал из очага? Возвращайся в очаг!» - это я слышал от мамы множество раз. Если закрою глаза и мысленно перенесусь в ту пору, то явственно слышу ее плачущий вопрос-стон «почему?» и мольбу «возвращайся».
Большинство моих воспоминаний связано с хлебом, взрывами, смертью.
…Помню: однажды в «очаге» нас усаживали обедать. Точно помню, что на столах стояли блюдечки с налитым в них тонюсеньким слоем подсолнечным (мама всегда говорила «постным») маслом, а рядом лежал кусочек хлеба. Такой обед был уже не раз. Мне очень нравился запах «постного» масла, нравилось макать хлеб в масло и есть… Непередаваемое наслаждение, от которого кружилась голова… Мы еще только рассаживались по местам, как взревела сирена: «Воздушная тревога!..». Нас стали быстро-быстро уводить в бомбоубежище. Но я куда-то спрятался. И как только все ушли, подбежал к столу, буквально проглотил свой хлеб, выпил масло, вылизал блюдце, схватил чей-то кусочек хлеба и бросился бежать из «очага» домой – к маме.
Я помню то безумное чувство радости, которое охватило меня от мысли, что я не просто бегу домой и скоро увижу маму, но что в этот раз я несу ей хлеб, что на вопрос: «Почему ты опять сбежал?..» - я скажу ей: «Мама, я принес тебе хлеба!», что она обрадуется и не прогонит меня обратно в «очаг». Я бежал, зажав хлеб в кулачке, но вскоре запыхался и пошел шагом.
Бомбежка еще не началась. Навстречу мне изредка попадались люди.
Какой-то человек, уже пройдя мимо, окликнул меня: «Мальчик!» Я
остановился. Человек (это был мужчина) спросил: «А что это у тебя?» — «Я
несу маме хлеб!» — ответил я. «А ну-ка покажи», — сказал человек. Я
разжал кулак. Человек выхватил мой хлеб, в одно мгновение съел его и
стал быстро уходить. Я бежал за ним, кричал и плакал, а потом, видимо,
поняв бессмысленность этого, с ревом побежал домой. Я влетел в квартиру,
кинулся к маме и долго-долго кричал и плакал у нее на груди, прежде чем
сумел рассказать о том, что же произошло. Обессилевшей рукой мама
гладила меня по голове и тихо плакала вместе со мной.
Этот случай я помню с фотографической точностью, до мелочей. Думаю, это одно из самых сильных потрясений, которое я испытал за всю свою жизнь.

Учитель:
Слайд12
Были сокращены нормы. Рабочие получали в день хлеба по 250 грамм, а служащие и дети по 125 грамм. Муки в этом хлебе почти не было, его выпекали из отраслей, мякоти, целлюлозы. Хлеб был почти единственным питанием ленинградцев.

Страна помогала Ленинграду в его героической борьбе. С Большой земли в осажденный город с невероятными трудностями доставляли продукты и топливо. Оставалась узкая полоска воды Ладожского озера. Но поздней осенью Ладога замерзла и эта единственная ниточка, связавшая город со страной оборвалась.
И тогда по Ладожскому озеру проложили автомобильную трассу. От нее зависело спасение жителей города, обеспечение фронта всем необходимым.
22 ноября 1941 года по еще неокрепшему льду пошли первые грузовики с мукой.

Слайд 13
Ученик:
И было на всем году
Машина задняя осела
Шофер вскочил, шофер на льду.
Ну, так и есть, мотор заело.
Ремонт на пять минут - пустяк, 
Поломка эта не угроза,
Да рук не разомкнуть никак:
Их на руле свело морозом.
Чуть разогнешь - опять сведет.
Стоять? А хлеб? Других дождаться?
А хлеб - две тонны? Он спасет
Шестнадцать тысяч ленинградцев
И вот в бензине руки он
Смочил, поджег их от мотора, 
И быстро двинулся ремонт
В пылающих руках шофера.
Вперед! Как ноют волдыри,
Примерзли к варежкам ладони. 
Но он доставит хлеб, пригонит
К хлебопекарне до зари
Шестнадцать тысяч матерей 
Пайки получат на заре -
Сто двадцать пять блокадных грамм
С огнем и кровью пополам
О, мы познали в декабре:
Не зря священным даром назван
Обычный хлеб, и тяжкий грех
Хотя бы крошку бросить наземь

Слайд
Скольких людей спасла эта дорога. Народ очень точно назвал ее «дорогой жизни».

Войска Ленинградского и Волховского фронтов получили приказ - в январе 1943 года прорвать блокаду! 
13 января 1943 года вражеское кольцо было прорвано. Но окончательное освобождение наступило только через год.
В честь выигранного сражения 27 января 1944 года над Невой прогремели 24 залпа торжественного салюта. 

Ученик:
Мы чашу горя выпили до дна.
Но враг не взял нас никаким измором
И жизнью смерть была побеждена
И победили человек и город!
Год сорок второй…
Полгорода лежит в земле сырой
Неугасима память поколений
И память тех, кого так свято чтим, 
Давайте, люди, встанем на мгновенье
И в скорби постоим и помолчим

(В. Суслов)

Минута молчания

Комментариев нет:

Отправить комментарий