Классный час на тему «Дети блокадного Ленинграда»
(Четверостишие
оформлено на доске)
Впрочем, это было так давно,
Что как будто не было – и выдумано…
Может быть, увидено в кино,
Может быть, в романе вычитано…
Цель:
Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.
Познакомить ребят с понятием блокада;
Познакомить со страшным периодом в жизни нашей страны на основе поэтического творчества;
Пробудить в детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны с помощью музыкальных произведений и поэтической литературы.
Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.
Познакомить ребят с понятием блокада;
Познакомить со страшным периодом в жизни нашей страны на основе поэтического творчества;
Пробудить в детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны с помощью музыкальных произведений и поэтической литературы.
Ход занятия:
Слайд 2
«Все может родная земля:
Накормить своим хлебом, напоить из своих родников, удивить своей красотой.
Вот только защитить сама себя не может:
Защита родной земли – долг тех, кто ест ее хлеб, кто пьет ее воду, любуется ее красотой».
А. Митяев
Накормить своим хлебом, напоить из своих родников, удивить своей красотой.
Вот только защитить сама себя не может:
Защита родной земли – долг тех, кто ест ее хлеб, кто пьет ее воду, любуется ее красотой».
А. Митяев
Учитель: Сегодня мы продолжаем говорить на тему «Блокада Ленинграда» и
затронем детей этого города.
Опять война, опять блокада…
А, может, нам о них забыть?
Ведь действительно, прошло уже 70 лет со дня
полного его снятия. У поколения, не знавшего ужасов войны, родились и выросли
дети, которые сейчас тоже уже стали папами и мамами. Время идет. И становится
историей.
Да, ведь именно потому, что ваши бабушки и
дедушки выжили, выжили ценой чьих-то отданных за них жизней, на свет появились
ваши родители, а потом – вы.
Слайд 3
27 января 1944 года - что это за дата?
(27 января 1944 года – это дата полного снятия немецко-фашистской блокады с Ленинграда)
Что такое блокада?
(27 января 1944 года – это дата полного снятия немецко-фашистской блокады с Ленинграда)
Что такое блокада?
(Блокада –
осада, оцепление, окружение)
Слайд 4
С каждым днем в городе таяли запасы продовольствия. Смерть входила во все дома. Свыше 640 тысяч
ленинградцев погибло от голода.
Слайд 5,6
Ученик:
Ученик:
Многим известна
печальная история 11- летней ленинградской девочки Тани Савичевой. Блокада
отняла у девочки родных и сделала её сиротой. В своей записной
книжке Таня сделала девять коротких трагических записей:
«28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12.30 утра 1941 года».
«Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 г.».
«Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 г.».
«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи. 1942 год».
«Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год».
«Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра. 1942 г.»
«Умерли все». «Осталась одна Таня».
«Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 г.».
«Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 г.».
«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи. 1942 год».
«Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год».
«Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра. 1942 г.»
«Умерли все». «Осталась одна Таня».
Учитель:Таню вывезли с детским домом в Горьковскую
область, но нервное потрясение и крайнее истощение сломили девочку, и она
вскоре умерла.
Слайд
7,8
Враги надеялись, что жестокие лишения пробудят в ленинградцах
низменные инстинкты, запутают в них все человеческое. Они думают, что голодные,
мерзнущие люди перессорятся между собой из-за куска хлеба, из-за полена дров,
перестанут защищать город и в конце концов сдадут его. Недаром 30 января 1942
года Гитлер цинично заявил: «Ленинград мы штурмуем сознательно. Ленинград
выжрет самого себя».
Но гитлеровцы просчитались. Люди, пережившие блокаду, до сих пор помнят глубокую человечность безмерно страдающих ленинградцев, их доверие и уважение друг к другу.
Но гитлеровцы просчитались. Люди, пережившие блокаду, до сих пор помнят глубокую человечность безмерно страдающих ленинградцев, их доверие и уважение друг к другу.
Слайд
9
Про школы. В осажденном городе работали 30 школ. Местом учебы стали и некоторые бомбоубежища жилых зданий. Даже в таких жутких условиях дети учились. Это был подвиг. Опасен и тяжел путь в школу. На улицах часто рвались снаряды.
В школах и бомбоубежищах, где проводились занятия, стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках, рукавицах. Руки коченели, а мел выскальзывал из пальцев.
Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь - дистрофия. А к ней еще прибавилась и цинга. Кровоточили десны. Качались зубы. Ученики умирали не только дома, на улице, по дороге в школу, но, случалось и прямо в классе.
Про школы. В осажденном городе работали 30 школ. Местом учебы стали и некоторые бомбоубежища жилых зданий. Даже в таких жутких условиях дети учились. Это был подвиг. Опасен и тяжел путь в школу. На улицах часто рвались снаряды.
В школах и бомбоубежищах, где проводились занятия, стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках, рукавицах. Руки коченели, а мел выскальзывал из пальцев.
Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь - дистрофия. А к ней еще прибавилась и цинга. Кровоточили десны. Качались зубы. Ученики умирали не только дома, на улице, по дороге в школу, но, случалось и прямо в классе.
Слайд 10
Ученик:
Девочка руки протянула
Уснула, а оказалось - умерла..
Никто не обронил ни слова,
Лишь хрипло, сквозь метельный стон,
Учитель выдавил, что снова
Уроки после похорон
Девочка руки протянула
Уснула, а оказалось - умерла..
Никто не обронил ни слова,
Лишь хрипло, сквозь метельный стон,
Учитель выдавил, что снова
Уроки после похорон
(Ю. Воронов)
выступление
блокадницы
Адылева Альбина Николаевна
Ученик: слайд 11
Вспоминает житель блокадного
Ленинграда Николай Суворов
Февраль 1942 года
По
пути домой, каждый раз натыкаюсь на покойников. Одни завернуты в простыни и
одеяла, другие лежат, как умерли. Жители соседних домов знают, что мы
(санитарная команда) отвозим тела на кладбище, и подкладывают покойников нам.
В
феврале больше всего заняты именно этой тягостной работой - на кладбищах. Быть
может, только здесь каждый из нас осознал, прочувствовал меру и масштаб
трагедии, разыгравшейся по вине фашистов. Трупы везут каждый день. Я как-то
попробовал посчитать, быстро дошел до шестисот, сбился и бросил... Везут в
одиночку, на саночках... Одна картина горестнее другой.
Вот
мать, еле передвигаясь, подтащила саночки, а на них тело мальчика лет
шести-семи. Женщина плачет, а слез нет. Просит:
-
Положите его получше, моего милого...
Я
осторожно беру тело ребенка, опускаю в могилу. Она долго стоит у края, убитая
горем, полуживая. Потом, согнувшись под тяжестью несчастья, медленно уходит. Я
не мог сказать ей каких-нибудь слов утешения. Нет утешения людям в таком горе.
Велико всенародное горе, рожденное войной.
Ученик:
Отрывок из воспоминаний Игоря Ильинского.
В один из детских домов папа устроил меня, а Ирину определили в
детские ясли. Благодаря этому мы и остались живы.
Почему-то детский сад называли «очаг». «Ты почему опять сбежал из
очага? Возвращайся в очаг!» - это я слышал от мамы множество раз. Если закрою
глаза и мысленно перенесусь в ту пору, то явственно слышу ее плачущий
вопрос-стон «почему?» и мольбу «возвращайся».
Большинство моих воспоминаний связано с хлебом, взрывами, смертью.
…Помню:
однажды в «очаге» нас усаживали обедать. Точно помню, что на столах стояли
блюдечки с налитым в них тонюсеньким слоем подсолнечным (мама всегда говорила
«постным») маслом, а рядом лежал кусочек хлеба. Такой обед был уже не раз. Мне
очень нравился запах «постного» масла, нравилось макать хлеб в масло и есть…
Непередаваемое наслаждение, от которого кружилась голова… Мы еще только
рассаживались по местам, как взревела сирена: «Воздушная тревога!..». Нас стали
быстро-быстро уводить в бомбоубежище. Но я куда-то спрятался. И как только все
ушли, подбежал к столу, буквально проглотил свой хлеб, выпил масло, вылизал
блюдце, схватил чей-то кусочек хлеба и бросился бежать из «очага» домой – к
маме.
Я
помню то безумное чувство радости, которое охватило меня от мысли, что я не
просто бегу домой и скоро увижу маму, но что в этот раз я несу ей хлеб, что на
вопрос: «Почему ты опять сбежал?..» - я скажу ей: «Мама, я принес тебе хлеба!»,
что она обрадуется и не прогонит меня обратно в «очаг». Я бежал, зажав хлеб в
кулачке, но вскоре запыхался и пошел шагом.
Бомбежка еще не
началась. Навстречу мне изредка попадались люди.
Какой-то человек, уже пройдя мимо, окликнул меня: «Мальчик!» Я
остановился. Человек (это был мужчина) спросил: «А что это у тебя?» — «Я
несу маме хлеб!» — ответил я. «А ну-ка покажи», — сказал человек. Я
разжал кулак. Человек выхватил мой хлеб, в одно мгновение съел его и
стал быстро уходить. Я бежал за ним, кричал и плакал, а потом, видимо,
поняв бессмысленность этого, с ревом побежал домой. Я влетел в квартиру,
кинулся к маме и долго-долго кричал и плакал у нее на груди, прежде чем
сумел рассказать о том, что же произошло. Обессилевшей рукой мама
гладила меня по голове и тихо плакала вместе со мной.
Какой-то человек, уже пройдя мимо, окликнул меня: «Мальчик!» Я
остановился. Человек (это был мужчина) спросил: «А что это у тебя?» — «Я
несу маме хлеб!» — ответил я. «А ну-ка покажи», — сказал человек. Я
разжал кулак. Человек выхватил мой хлеб, в одно мгновение съел его и
стал быстро уходить. Я бежал за ним, кричал и плакал, а потом, видимо,
поняв бессмысленность этого, с ревом побежал домой. Я влетел в квартиру,
кинулся к маме и долго-долго кричал и плакал у нее на груди, прежде чем
сумел рассказать о том, что же произошло. Обессилевшей рукой мама
гладила меня по голове и тихо плакала вместе со мной.
Этот случай я помню с
фотографической точностью, до мелочей. Думаю, это одно из самых сильных
потрясений, которое я испытал за всю свою жизнь.
Учитель:
Слайд12
Были сокращены нормы. Рабочие получали в день хлеба по 250 грамм, а служащие и дети по 125 грамм. Муки в этом хлебе почти не было, его выпекали из отраслей, мякоти, целлюлозы. Хлеб был почти единственным питанием ленинградцев.
Страна помогала Ленинграду в его героической борьбе. С Большой земли в осажденный город с невероятными трудностями доставляли продукты и топливо. Оставалась узкая полоска воды Ладожского озера. Но поздней осенью Ладога замерзла и эта единственная ниточка, связавшая город со страной оборвалась.
И тогда по Ладожскому озеру проложили автомобильную трассу. От нее зависело спасение жителей города, обеспечение фронта всем необходимым.
22 ноября 1941 года по еще неокрепшему льду пошли первые грузовики с мукой.
Слайд12
Были сокращены нормы. Рабочие получали в день хлеба по 250 грамм, а служащие и дети по 125 грамм. Муки в этом хлебе почти не было, его выпекали из отраслей, мякоти, целлюлозы. Хлеб был почти единственным питанием ленинградцев.
Страна помогала Ленинграду в его героической борьбе. С Большой земли в осажденный город с невероятными трудностями доставляли продукты и топливо. Оставалась узкая полоска воды Ладожского озера. Но поздней осенью Ладога замерзла и эта единственная ниточка, связавшая город со страной оборвалась.
И тогда по Ладожскому озеру проложили автомобильную трассу. От нее зависело спасение жителей города, обеспечение фронта всем необходимым.
22 ноября 1941 года по еще неокрепшему льду пошли первые грузовики с мукой.
Слайд 13
Ученик:
И было на всем году
Машина задняя осела
Шофер вскочил, шофер на льду.
Ну, так и есть, мотор заело.
Ремонт на пять минут - пустяк,
Поломка эта не угроза,
Да рук не разомкнуть никак:
Их на руле свело морозом.
Чуть разогнешь - опять сведет.
Стоять? А хлеб? Других дождаться?
А хлеб - две тонны? Он спасет
Шестнадцать тысяч ленинградцев
И вот в бензине руки он
Смочил, поджег их от мотора,
И быстро двинулся ремонт
В пылающих руках шофера.
Вперед! Как ноют волдыри,
Примерзли к варежкам ладони.
Но он доставит хлеб, пригонит
К хлебопекарне до зари
Шестнадцать тысяч матерей
Пайки получат на заре -
Сто двадцать пять блокадных грамм
С огнем и кровью пополам
О, мы познали в декабре:
Не зря священным даром назван
Обычный хлеб, и тяжкий грех
Хотя бы крошку бросить наземь
Слайд
Скольких людей спасла эта дорога. Народ очень точно назвал ее «дорогой жизни».
Войска Ленинградского и Волховского фронтов получили приказ - в январе 1943 года прорвать блокаду!
13 января 1943 года вражеское кольцо было прорвано. Но окончательное освобождение наступило только через год.
В честь выигранного сражения 27 января 1944 года над Невой прогремели 24 залпа торжественного салюта.
Ученик:
Мы чашу горя выпили до дна.
Но враг не взял нас никаким измором
И жизнью смерть была побеждена
И победили человек и город!
Год сорок второй…
Полгорода лежит в земле сырой
Неугасима память поколений
И память тех, кого так свято чтим,
Давайте, люди, встанем на мгновенье
И в скорби постоим и помолчим
Скольких людей спасла эта дорога. Народ очень точно назвал ее «дорогой жизни».
Войска Ленинградского и Волховского фронтов получили приказ - в январе 1943 года прорвать блокаду!
13 января 1943 года вражеское кольцо было прорвано. Но окончательное освобождение наступило только через год.
В честь выигранного сражения 27 января 1944 года над Невой прогремели 24 залпа торжественного салюта.
Ученик:
Мы чашу горя выпили до дна.
Но враг не взял нас никаким измором
И жизнью смерть была побеждена
И победили человек и город!
Год сорок второй…
Полгорода лежит в земле сырой
Неугасима память поколений
И память тех, кого так свято чтим,
Давайте, люди, встанем на мгновенье
И в скорби постоим и помолчим
(В. Суслов)
Минута молчания
Минута молчания
Комментариев нет:
Отправить комментарий